• Шпаргалка по теории организации 3 курс

     

    Шпаргалка по Теории организации (3) Страницы: следующая → 1 2 3 4 Смотреть все Место теории организации в структуре управленческих наук. Началом формирования и развития теории организации при­нято считать выход в 1911 г. книги Ф.У. Тейлора «Принципы науч­ного управления». Наибольший интерес в области организации возник в связи с управлением людьми в сфере производства товаров и услуг. Прак­тический поиск наиболее эффективных решений начинается уже во второй половине XIX в. в связи с развитием промышленной рево­люции (в Англии, затем в Америке). Одновременно стали предпри­ниматься попытки научных исследований и обобщений. Тейлор сосредоточил свое внимание на изучении трудовых и | м 111.сссов, поэтому его система была построена на их жесткой регламентации . Каждое движение и прием труда хронометрировались, нормировались и задавались работнику, который предварительно проходил соответствующее обучение и инструктаж. Осуществлялся контроль за обязательностью выполнения нормируемых операций. В результате внедрения системы Тейлора производительность труда резко возросла. Наряду с этим был сделан один из фундаментальных выводов: планирование и организацию труда (или работы), которые раньше осуществлялись так или иначе самим работником можно выделить в самостоятельную функцию и поручить ее другому человеку, занятому управлением, который, будучи вооруженным специальными знаниями и техникой, сумеет обеспечить более эффективную организацию труда. Тейлор вошел в исто­рию развития теории и практики менеджмента как «отец научной организации труда». Ф. и Л. Гилберты изобрели микрохронометр и в сочетании с киноъъемкой изучали трудовые процессы до мельчайших элементов движений и приемов. Г. Гантт разработал инструментарий планирования и отслеживания любого процесса по элементам во времени, который до сих Пор широко используется (графики Гантта). Генри Форд — основатель первой автомобильной компании — занимался организацией производственных технологических пото­ков. В мире он стал известен как создатель первого конвейера. Специализации рабочих мест, «привязанных» к конвейеру и задействованных в поток, и использование элементов регламентации рудовых процессов — все это закладывало принципиально новую основу организаций производства, обеспечивающую небывалый рост производительности труда при высоком его качестве. Генри Форда называли гением организации. 2.Основные направления развития теории организации. Организацией как объектом исследования занимаются такие Науки, как менеджмент, экономика, социология, психология, политология. Каждая из них рассматривает лишь часть процессов, про­исходящих в организации. Так, менеджмент изучает вопросы, вязанные с элементами организации и процесса управления, ком­му и нациями, с организацией взаимодействия и полномочий, построения организаций, динамикой групп. Экономика изучает эле­менты организации и оплаты труда; организации производства; экономические законы развития, в том числе пропорционального и планомерного развития, соответствия производственных отношений характеру производительных сил. Психология исследует психическое отражение человеком различных аспектов организа­ционных отношений. Политология рассматривает отношение людей и политическим организациям, проблемам внутренней и внешней политики. Однако они представляют собой лишь элементы, составля­ющие организацию в целом как процесс и как явление. Предпри­нимались попытки объединить усилия данных наук в области исследования организаций как больших систем посредством кибернетики, теории управления. Так, теория управления изучает следу­ющие, проблемы, касающиеся организации: производство как сис­тема; типы отношений управления; формирование объектов и субъ­ектов управления; цели и функции управления; организационную структуру управления; линейные и функциональные связи; орга­низационно-распорядительные методы управления; организацию процесса управления; организацию управленческого труда. Даль­нейшее развитие исследований в области теории управления спо­собствовало выделению теории организации в самостоятельную новую науку. Она призвана интегрированно подходить к ключевым процессам, происходящим в формальных и неформальных объеди­нениях людей и их коммуникациях. Развитие каждой науки характеризуется двумя процессами: дифференциацией и интеграцией знаний. Дифференциация — это поиск своей ниши (своего объекта исследования) для проведения углубленных исследований. Интеграция основана на стремлении исследовать проблему с разных сторон, формировать приоритеты влияния той или иной процедуры на ситуацию в целом. Ученые, зани­мающиеся теорией организации, выделяют три пути ее развития: создание общего подхода к основным научным воззрениям на базе имеющихся в менеджменте, экономике, социологии и дру­гих относительно разработанных науках научных воззрений и даль­нейшее продвижение в исследованиях; выделение своей локальной области исследования части организации и развития ее; формирование трехступенной схемы развития. Определенной трудностью для развития теории организации является проблема количественного измерения организационных параметров. Теория организации формирует систему научных знаний области анализа и синтеза социальных организаций и социальных отношений. Развитие теории организации включает 7 этапов: 1) сбор фактов, явлений, прогнозов, тенденций, исторических и фольклорных сведений, легенд и мифов о существовании или Функционировании организаций, об особенностях организации; систематизация информации и составление типологии (но времени, эффективности, характеру организационных отноше­нии, сфере деятельности); создание понятийного аппарата (категории, термины, их взаимосвязь и т.д.); нахождение зависимостей между параметрами, отношений между категориями, формулирование законов и закономерностей (нормы управляемости персоналом в зависимости от характера Деятельности, закон развития и др.); привлечение научного багажа других наук для более пол­ного понимания своих собственных проблем; практическое апробирование разработанных теорий и методик; 7) обобщение теоретических разработок и практических результатов применения отдельных положений теории организа­ции, накопление статистических данных. Все перечисленные этапы повторяются циклически, друг за другом, совершенствуя при этом знания в области теории организации. 4. Функции теории организации Теория организации (как наука, так и учебная дисциплина) тесно связана с экономической, политической и социальной жизнью общества. Она выполняет ряд функций, наиболее важными из кото­рых являются: познавательная, методологическая, рационально-организующая и прогностическая. Познавательная функция проявляется в раскрытии процес­сов организации и самоорганизации социальных систем, законо­мерных тенденций организационного развития, динамики различ­ных социальных явлений и событий. Методологическая функция тесно связана с познавательной функцией. В отличие от частных теорий теория организации является комплексной, интегрирующей наукой. Она исследует органи­зационные отношения на макро- и микроуровнях как целостные, системные образования, органически связанные между собой. Законы-тенденции теории организации раскрывают более масш­табные процессы становления, развития и функционирования орга­низационных систем. Их знание является необходимым условием правильного подхода к изучению более частных, сравнительно узких законов-тенденций общественных систем. Теория организа­ции представляет собой методологическую базу для частных теорий, изучающих отдельные аспекты организационной деятельности. Рационально-организующая функция теории организации проявляется в обобщении опыта организационной деятельности как в прошлом, так и в настоящем, разработке оптимальных моделей организаций и их структур, определении социальных технологий относительно безболезненного разрешения социальных и полити­ческих конфликтов. Прогностическая функция позволяет заглянуть в «обществен­ное завтра», предугадать организационные явления и события. 5. Объект, предмет и метод теории организации Объект теории организации — это регулируемые и самоорга­низующиеся процессы, происходящие в общественных организа­ционных системах, совокупность организационных отношений как по вертикали, так и по горизонтали: организация и дезорганизация, субординация и координация, упорядочение и согласование, т.е. взаимодействие людей по поводу организации совместной деятель­ности, производства материальных благ, воспроизводства самих себя как субъектов общественных изменений. Поскольку самоорганизующиеся, регулируемые процессы характерны для всех сложных организационных систем, объект тео­рии организации носит многоуровневый характер — от общества в целом, его основных подсистем до первичных предприниматель­ских, государственных и общественных организаций. Предмет теории организации — организационные отношения, т.е. связи и взаимодействия между различного рода целостными обра­зованиями и их структурными составляющими, а также процессы и действия организующей и дезорганизующей направленности. Мно­гообразие видов организационных отношений достаточно наглядно раскрывается через введенные А. А. Богдановым регулирующие меха­низмы: конъюгации (соединение элементов и комплексов между собой); ингрессии («вхождение», образование связующего промежу­точного звена между разнородными звеньями при формировании новой целостности); дезингрессии («вхождение», образование ней­трализующего, разрушающего звена в процессе дезорганизации некой целостности); цепной связи (объединения посредством общих звеньев); отбора и подбора, стихийно регулирующих мер; бирегуляции (обратной связи), эгрессии и дигрессии (нейтралистский и ске­летный способы формирования комплексов). Таким образом, тео­рия организация — это теория организационных отношений. В предмет теории организации целесообразно включать основ­ные методы, категории, понятия, раскрывающие суть данной науки, характер организаторской деятельности. Все категории теории организации можно разделить на три относительно самостоятельные группы: общие категории для большинства социальных наук (обще­ство, государство, собственность, рынок, социальная деятельность, человек, личность, ресурсы, социальные институты, власть и т.п.); категории, преимущественно отражающие организационные явления и процессы, происходящие в социальных и социально-эко­номических системах (организационная система, организация, структура организации, миссия, цель организации, лидер органи­зации, формальная и неформальная организации, законы органи­зации, организационная культура и др.); категории, раскрывающие технологию организаторской дея­тельности и управления (правила, процедуры, циклы, коммуника­ции, разрешение противоречий, конфликтов, композиция, типиза­ция, классификация и др.). Приведенное разделение теории организации на категории носит условный характер. В процессе исследования организацион­ных проблем и в практике организаторской деятельности эти кате­гории применяются комплексно, во взаимодействии друг с другом. Инструментом теоретического исследования предмета явля­ется научный метод. Под методом (от греч. methodos — буквально «путь к чему-либо») понимается упорядоченная деятельность по достижению определенной цели. Познавательная деятельность человека может быть теоретической и практической, поэтому поня­тие «метод» в равной степени относится как к теории, так и к прак­тике. Научный метод связан с действиями ученого и представляет собой совокупность мыслительных или физических операций, осу­ществляемых в ходе исследования. В нем заключено знание про­цедур для получения нового знания.


  • Commentaires

    Aucun commentaire pour le moment

    Suivre le flux RSS des commentaires


    Ajouter un commentaire

    Nom / Pseudo :

    E-mail (facultatif) :

    Site Web (facultatif) :

    Commentaire :