• История россии, 1900-1945 гг. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений" данилов, барсенков

     

    Данилов А. А. История России. 1900—1945. 11 класс Уважаемые коллеги!       Данное методическое пособие предназначено для учителей общеобразовательных учреждений, перешедших к преподаванию истории в 11 классе по учебнику «История России. 1945—2008 гг.» (авторы А. И. Уткин, А. В. Филиппов, С. В. Алексеев, Д. М. Володихин, П. В. Данилин, Г. А. Елисеев, И. С. Семененко, А. Ю. Шадрин, под редакцией А. А. Данилова, А. И. Уткина, А. В. Филиппова). Поскольку предшествующий данному учебному изданию учебник по периоду 1900—1945 гг. пока отсутствует, возникает необходимость сориентировать преподавателей в возможных вариантах проведения занятий по первой половине курса отечественной истории в 11 классе.       В процессе разработки новых учебников для 11 класса выявилась необходимость увеличения учебного времени, отводимого на изучение истории России XX — начала XXI в. Министерство образования и науки Российской Федерации в своих документах и рекомендациях обращает внимание руководителей образовательных учреждений и органов управления образованием на местах на необходимость увеличения количества часов, отводимых на изучение истории России в 11 классе за счет курсов по выбору и перераспределения учебного времени между курсами отечественной и всеобщей истории. Тем не менее данное методическое пособие ориентирует учителя на действующие объемы учебного времени, имея в виду возможное его увеличение по темам, отмеченным звездочкой в названии темы урока.       При проведении уроков учителю предлагается ориентироваться на некоторые имеющиеся учебники по этому периоду: Левандовский А. А., Щетинов Ю. А., Мироненко С. В. История России. XX — начало XXI века; Чубарьян А. О., Данилов А. А., Пивовар Е. И. и др. История России XX — начала XXI века; Алексашкина Л. Н., Данилов А. А., Косулина Л. Г. Россия и мир в XX — начале XXI века и др. Поскольку все действующие ныне учебники имеют различную структуру, цель настоящего пособия — сориентировать преподавателей на круг тех вопросов, которые являются центральными при рассмотрении важнейших тем курса.       Пособие содержит наряду с содержательными моментами некоторые рекомендации по организации и проведению уроков.       Центральное место в пособии занимают методические рекомендации по всем урокам. Как и в ранее выходивших пособиях, рекомендации построены по единому плану: цель урока; планируемые результаты; перечень вопросов для обязательного рассмотрения на уроке; основное содержание; методический комментарий. Содержание общих для всех уроков разделов: «Развитие умений и навыков учащихся», «Формы проведения занятий», а также «Оборудование урока» — представлено в конце данного предисловия.       Особенностью методического пособия является то, что отдельными блоками выделены также задания по работе с картой; документальные материалы и задания к ним; вопросы и задания для работы с графиками, схемами, диаграммами; вопросы и задания к иллюстрациям действующих учебников; задания по использованию электронного учебника «История России. XX век». Общие для всех уроков разделы с заданиями по поиску и анализу материалов на интернет-сайтах и по работе с аудио- и видеоматериалами также помещены в конце настоящего предисловия.       Раздел «Планируемые результаты» конкретизирует цель урока и определяет круг знаний и материалов, подлежащих усвоению.       В разделе «Перечень вопросов для обязательного рассмотрения» даются те вопросы, которые представляют последовательность изложения материала на уроке.       В разделе «Опорные знания» перечислены те ключевые даты и события, имена исторических деятелей и основные понятия, над которыми предстоит работа на уроке. Это не исключает, однако, работы с другими датами, персоналиями и понятиями, усвоение которых повторяется или предполагается впервые с учетом состава аудитории и ее готовности к изучению данного материала.       В разделе «Работа с CD» указаны параграфы электронного учебника «История России. XX век», с которыми можно работать на данном уроке.       Раздел «Работа с картой» содержит задания и вопросы к картографическим материалам действующих учебников, а также школьных атласов и настенных карт.       Раздел «Задания к иллюстрациям» включает возможные варианты заданий к некоторым иллюстрациям, помещенным в действующих учебниках.       В разделе «Работа с таблицами, схемами, диаграммами» дается перечень возможных заданий на анализ как предлагаемых схем, диаграмм, таблиц, так и документов, на основе которых учащиеся самостоятельно составляют эти графики, схемы и т. п.       Самым большим по объему является раздел «Работа с документами». В нем помещены документальные материалы к темам уроков и вопросы и задания, нацеленные на их усвоение. Особенностью данных вопросов и заданий, как и заданий других разделов пособия, является ориентирование учащихся на реализацию деятельностного подхода. Это предполагает, в частности, поиск дополнительной информации для выполнения заданий, использование активных форм обучения.       В разделе «Основное содержание» даются те важнейшие теоретические положения параграфа, которые учащийся должен усвоить в ходе урока. При этом здесь помещены не только те оценки и взгляды, которые представлены в действующих учебниках, но и те новые подходы, которые содержатся в подготавливаемом издательством «Просвещение» пособии «История России. 1900—1945 гг. Книга для учителя».       Раздел «Методические рекомендации» акцентирует внимание учителя на тех новых подходах, которые появились в последнее время, с тем, чтобы именно они не были упущены при освещении материала урока. Эта часть пособия является небольшой по объему, но весьма важной по расставленным в ней акцентам.       Раздел «Дополнительная литература» содержит перечень тех научных и популярных изданий, а также документальных сборников, знакомство с которыми поможет учителю и ученику при подготовке рефератов, докладов, сообщений к уроку и т. п.       В разделе «Домашнее задание» названы те разделы действующих учебников, которые учащиеся изучают самостоятельно.       Раздел «Развитие умений учащихся» представляет собой перечень умений, формируемых на конкретном уроке, в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта по истории для полной (средней) школы.       Раздел «Формы проведения занятий» представляет те основные варианты учебной деятельности, которые могут быть использованы при планировании и организации урока по данной конкретной теме.       В разделе «Оборудование» представлены некоторые дополнительные средства обучения, которые могут быть использованы на уроке. Преподаватель, разумеется, может использовать на уроках и другое имеющееся в наличии оборудование.       Раздел «Поисковая работа в Интернете» направлен на участие учеников в выявлении блоков информации по истории, поиск в них документов и данных, необходимых для усвоения материалов курса.       Раздел «Работа с аудио- и видеоматериалами» содержит задания к электронному учебнику «История России. XX век» и электронному пособию «Иллюстрированная история Российского государства». *** Развитие умений учащихся       Учебная деятельность на уроке позволяет обратить внимание на развитие следующих умений (видов деятельности), предусмотренных требованиями к подготовке выпускников средней школы:       — называть даты важнейших событий, хронологические рамки, периоды значительных событий и процессов;       — называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий;       — читать историческую карту с опорой на легенду;       — проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках;       — сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия;       — рассказывать об исторических событиях, их участниках;       — на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников;       — соотносить единичные исторические факты и общие явления;       — называть характерные, существенные черты исторических событий и явлений;       — группировать (классифицировать) исторические события и явления по указанному признаку;       — объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий;       — сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;       — излагать суждения о причинно-следственных связях исторических событий;       — объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных людей в истории;       — приводить оценки исторических событий, изложенные в учебной литературе;       — определять и объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку. Формы проведения занятия (варианты)


  • Commentaires

    Aucun commentaire pour le moment

    Suivre le flux RSS des commentaires


    Ajouter un commentaire

    Nom / Pseudo :

    E-mail (facultatif) :

    Site Web (facultatif) :

    Commentaire :